Длина общая | ||
---|---|---|
Длина по КВЛ | ||
Ширина | ||
Высота борта | ||
Осадка | ||
Осадка корпусом | ||
Вместимость | 2 | |
Вес | ||
Площадь парусности | ||
Площадь грота | ||
Площадь стакселя | ||
Площадь спинакера | ||
Конструкция корпуса | Фанера (по набору) | |
Галерея | 6 фото | |
сравнить |
Опубликовано в КиЯ №38 (4) 1972
Проект швертбота «Ворьен» («Повеса») был разработан в 1952 г. известным конструктором Жан-Жаком Эрбюло по просьбе навигационного центра в Гленане, которому требовался небольшой парусник для учебных целей. Заказ был на удобное и дешевое судно, несложное в эксплуатации и главное — способное выходить в море. И «Ворьен» в полной мере отвечает этим требованиям. Неслучайно, что уже через шесть-семь лет более 4500 яхт нового типа плавали во французских, бельгийских и швейцарских водах.
Рассчитывая на массовую постройку швертбота в заводских условиях, Эрбюло разработал очень технологичную конструкцию мореходного и остойчивого корпуса с обшивкой из 6-миллиметровой фанеры. Применены упрощенные обводы с плоским дном и скулой. Только в кормовой части днище имеет выпуклость и скула поднимается над ватерлинией; это сделано для того, чтобы при относительно острых носовых образованиях получить хороший баланс при ходе с креном (без дифферента на нос) и нормальное обтекание корпуса на полных курсах.
Непривычно выглядит набор корпуса — обычных шпангоутов нет. Все листы обшивки раскраиваются по шаблонам и собираются в специальном стапель-кондукторе. Соединения по скуле и бортов с палубой выполняются на продольных рейках с помощью водостойкого клея. Металлический крепеж применяется в минимальном количестве, при сборке и запрессовке используются в основном струбцины.
Подобный способ сборки в стапель-кондукторе не удобен при индивидуальной постройке швертбота любителем, но дает эффект при изготовлении даже небольшой партии лодок (например, в условиях мастерской яхт-клуба). Учитывая это, одна из семи французских фирм, специализировавшихся на постройке «Ворьенов», снабжает такие мастерские комплектами заготовок.
По правилам класса «Ворьен» является монотипом, т. е. все участвующие в гонках яхточки должны иметь строго идентичные корпуса, парусное вооружение и оборудование. При постройке корпусов в стапель-кодукторах (или, как иногда говорят, матрицах) добиться такой монотипности гораздо проще. Каждая новая матрица на верфи и каждый первый швертбот проверяются мерителем и представителем ассоциации класса и лишь после их одобрения дается разрешение на постройку серии.
Поперечными связями корпуса служат две банки, которые надежно раскрепляют швертовый колодец с бортами и палубой судна. Днище подкреплено продольными планками, наклеенными изнутри на обшивку, они выполняют одновременно и роль пайолов, защищая обшивку от истирания.
Для удобства управления лодкой в слабый ветер вдоль бортов тоже поставлены небольшие сиденья. В свежий же ветер экипаж (обычно два человека) перебирается для откренивания на палубу, чтобы при этом держаться ногами, к поперечным банкам и днищу закрепляются продольные ремни.
«Ворьен» — судно, которое в полной мере проявляет свои ходовые качества в море. Швертбот принимает очень мало брызг на палубу, при устойчивом ветре быстро набирает скорость, хорошо справляется с большой волной (если экипаж размещен правильно). В реке «Ворьен» менее удобен, так как при слабом ветре управляется хуже, а при порывистом — имеет тенденцию к крену и продвигается весьма медленно. Естественно, сказываются малая для речных условий площадь парусов, высокий борт. Тем не менее, к поведению швертбота быстро привыкают и на реке.
Это очень хорошая яхта для начинающих, но нередко она используется и рулевыми более высокого класса в качестве «семейной» яхты. Тем более, что стоил «Ворьен» в начале 70-х годов прошлого столетия всего 2000—2500 франков (пластмассовый около 3300) — в четыре раза дешевле «Летучего Голландца».
Открытый корпус очень вместителен, в хорошую - погоду можно, кроме экипажа, принять еще одного или двух человек. Когда на борту швертбота трое яхтсменов, можно выходить в море даже при сильном ветре. Без пассажиров «Ворьен» превращается в очень спортивную яхту. Заметим, наконец, что управление им только в редких случаях требует большой физической силы, поэтому на «Ворьене» охотно плавают девушки и подростки. «Ворьен» снабжается надувными емкостями — одной, закрепленной в носовой части, и двумя под бортовыми банками в кокпите. Эти поплавки обеспечивают непотопляемость в случае заливания волной или опрокидывания. Поставить перевернувшийся швертбот на ровный киль и особенно — откачать воду не так-то просто, но для «Ворьена» это не имеет первостепенного значения: он остойчивее и безопаснее других швертботов, специально предназначенных для соревнований.
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru