Длина общая | ||
---|---|---|
Длина по КВЛ | ||
Ширина | ||
Высота борта | ||
Осадка | ||
Осадка корпусом | ||
Вместимость | 2 | |
Вес | ||
Площадь парусности | ||
Площадь грота | ||
Площадь стакселя | ||
Мощность двигателя | до 5 | |
Конструкция корпуса | Фанера (по набору) | |
Заодно посмотрите | Швертбот типа "Трепанг" | |
сравнить |
Опубликовано в КиЯ №77 (1) 1979
Эта маленькая парусная лодка может быть рекомендована начинающим яхтсменам независимо от их возраста. Несколько бОльшие размерения, чем у детского спортивного швертбота класса «Кадет» (3,22x1,27), а главное — ряд особенностей конструкции делают «Трепанг» пригодным для плавания под парусами двух взрослых человек весом даже свыше 75 кг.
Наиболее важное отличие от «Кадета» заключается в том, что уровень палубы и сидений опущен ниже верхней кромки бортов на 150 мм. Благодаря этому существенно понижается общий центр тяжести судна, поскольку вес высоко сидящих людей является основной составляющей весовой нагрузки. Кокпит оказывается заметно более просторным и в то же время сохраняется такое важное качество «Кадета», как непотопляемость в случае опрокидывания и возможность постановки на ровный киль на плаву силами экипажа благодаря наличию герметичных воздушных отсеков.
Если лодка ляжет парусами на воду, то объема отсеков со стороны погруженного в воду борта окажется достаточно, чтобы поддерживать швертбот на плаву. Надо будет нажать на шверт, лодка встанет в прямое положение. Водонепроницаемые отсеки находятся также в самом носу и у транца, поэтому опрокинувшаяся лодка плавает без дифферента.
Идеальным вариантом нагрузки для «Трепанга» можно считать плавание двух подростков или взрослого с ребенком. Умеренная нагрузка способствует достижению хорошей скорости на всех курсах, улучшению всхожести на волну и комфортабельности плавания под парусом, если о таковой можно вести речь, имея в виду судно длиной 3,4 м. Хорош «Трепанг» и для выходов в одиночку: небольшой стаксель (площадью 1,65 м2) не доставить излишних хлопот даже при лавировке. Можно, кстати сказать, обойтись и без стакселя, но для этого мачту надо будет переставить — сдвинуть в нос (второе положение пяртнерса также показано на чертежах).
Остроскулые обводы спроектированы с расчетом на использование для обшивки корпуса водостойкой фанеры; в крайнем случае можно применить обычную строительную фанеру, пропитав её горячей олифой и покрыв затем надежной краской, но в этом случае хранить швертбот лучше на берегу, защищая от действия влаги и солнца. Сравнительно острые обводы носовой оконечности (имеющегося на «Кадете» носового транца нет) выбраны с целью повысить скорость при лавировке на встречном волнении. Кормовой плавник будет полезен для обеспечения устойчивости на курсе, особенно при гребле.
Лодка снабжена вращающимся швертом и подъемным пером руля, которые рекомендуется вырезать из листового алюминиевого сплава. Годится, конечно, и сталь, однако каждый лишний килограмм веса будет напоминать о себе при вытаскивании швертбота на берег. При желании можно, конечно, сделать шверт и перо руля профилированными, склеив и обработав затем по шаблону несколько слоев водостойкой фанеры; этот вариант не показан на чертежах лишь потому, что дополнительные сложности в изготовлении и эксплуатации (расслаивание практически неизбежно) не окупаются крайне небольшим повышением гидродинамического качества.
Внутренний объем корпуса разделен на отдельные кокпиты для рулевого и шкотового («границей» служит поперечная банка) и воздушные отсеки. Перед швертовым колодцем есть небольшой багажник, в который можно уложить часть снаряжения, необходимого в туристском плавании. Для этой же цели могут быть, конечно, использованы и воздушные отсеки, но только при непременном условии, что герметичность их (при любом отходе от берега) будет обеспечена: для этого необходимо снабдить лючки абсолютно надежными крышками, например — с резиновым уплотнением и винтовыми задрайками. Самые подходящие крышки можно раздобыть в яхт-клубе, сняв их с отслуживших свой срок гоночных швертботов. Вообще же «сухого» места для размещения запасов и снаряжения в лодке немного, так что при подготовке к более или менее продолжительным плаваниям стоит этот вопрос продумать особо.
Для «Трепанга» выбрано простое компактное парусное вооружение типа гуари — с гафелем, который поднимается параллельно мачте. Все три рангоутных дерева — мачта, гафель и гик — короче корпуса швертбота, поэтому снятое в случае необходимости парусное вооружение легко укладывается вдоль лодки.
К гику и гафелю парус крепится при помощи ликпаза, к мачте — пришнуровывается слаблинем, однако ничто не препятствует применению простейшего варианта с пришнуровкой паруса и к гику и гафелю. Можно сделать рангоут не из дерева, а из подходящих по диаметру дюралевых труб.
Лодка приспособлена для движения под парусами, на веслах и подвесным мотором. Это позволит наиболее эффективно использовать её для туристских походов выходного дня: не будут страшны ни встречный ветер, ни штиль при возвращении; весла или мотор помогут добраться до дома. Даже при установке самого маломощного нашего мотора «Салют» (2 л.с.) скорость «Трепанга» будет около 8,5 км/ч.
Швертбот типа "Трепанг"
Лодка по мотивам "Трепанга" Д.А.Курбатова
Длина:
|
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru