Креветка / Д. Антонов

Спортивно-туристский швертбот


Длина общая4.8 м
Длина по КВЛ4.42 м
Ширина1.72 м
Высота борта0.65 м
Осадка1.2 м
Осадка корпусом0.2 м
Вместимость2-3
Спальных мест2
Водоизмещение450 кг
Площадь парусности13.50 м2
Площадь грота9.10 м2
Площадь стакселя4.40 м2
Конструкция корпуса Фанера (по набору)
Заодно посмотрите Креветка-2
сравнить

Метки: туристический швертбот

Описание:

Основное назначение швертбота — обучение управлению парусной яхтой, совершение прогулок и небольших туристских походов. Швертбот оборудован небольшой рубкой-убежищем, вместительными рундуками для размещения походного снаряжения. На нем предусмотрены воздушные отсеки большого объема и минимальных размеров кокпит. Компактное и простое парусное вооружение обеспечивает «Креветке» хорошие ходовые качества.

В конструкции и оснастке «Креветки» можно видеть ряд элементов, присущих современным спортивным швертботам. Шверт и перо руля сделаны из дерева (или из водостойкой фанеры), имеют обтекаемое поперечное сечение и большое удлинение. Для эффективного откренивания судна в свежий ветер кокпит оборудован ножными ремнями, а румпель — поворотной тягой. Штаг снабжается устройством для закрутки стакселя, гик — простейшим патент-рифом.

Немного пояснений, обосновывающих принятые обводы и конструкцию швертбота. При тех минимальных размерах, которые он имеет, оборудовать в рубке можно только широкую койку на двух человек. Увеличивать же высоту рубки не рекомендуется: швертбот окажется плохо управляемым в свежий ветер, у него резко снизится скорость хода при лавировке. Поэтому даже маленькой рубочке лучше придать обтекаемую форму. На стоянке каютку можно превратить в запираемый рундук для укладывания паруса и всего снаряжения.

Основной запас плавучести швертбота обеспечивается бортовыми воздушными отсеками, образованными продольными переборками кокпита и настилом сидений. Такое решение заимствовано у чисто гоночных швертботов. Если «Креветка» даже ляжет парусами на воду, ее нетрудно будет поставить на ровный киль, а затем и откачать воду из кокпита. Дополнительной мерой безопасности в плохую погоду служит и полная изоляция кокпита от каюты: для этою достаточно закрыть плотными задвижными щитками входной люк.

В отличие от гоночных швертботов, «Креветка» имеет сравнительно высокий надводный борт. Сиденья в кокпите расположены несколько ниже палубы; это, во-первых, улучшает остойчивость, а во-вторых, делает более удобным размещение экипажа: увеличивается высота до гика.

Оптимальный экипаж для «Креветки» — 2 человека, но в небольшой поход вполне можно взять и третьего; ночевать он сможет в кокпите, накинув на гик специальный тент или парус для защиты от росы и дождя.

На судне установлены вращающийся шверт и руль с подъемным пером, удобные при частых подходах к берегу и плаваниях по рекам. Мачта сделана заваливающейся; крепится она в металлическом стандерсе на крыше рубки. Чтобы не усложнять и не утяжелять конструкцию рубки, под мачтой установлен трубчатый бимс, который передает осевое усилие на палубу. Если примириться с дополнительными неудобствами, можно вместо этого бимса поставить трубчатую стойку прямо под мачтой, уперев ее в киль.

Поперечный набор на «Креветке» фактически состоит из одного шпангоута. Заданная теоретическим чертежом форма и жесткость корпуса обеспечиваются, кроме того, транцем, переборкой воздушных отсеков и переборкой каюты.

Корпус и палубу «Креветки» обшивают водостойкой фанерой (авиационной БС или ФСФ) и оклеивают стеклотканью, если не по всей поверхности, то во всяком случае по открытым кромкам. Лучше использовать для этого самую тонкую и легкую стеклоткань (стеклосетку) в один-два слоя, чтобы не утяжелять корпус.

Возможно, некоторым любителям чисто спортивных плаваний рубка покажется излишней. В этом случае «Креветку» легко превратить в швертбот открытого типа.

Ссылки к проекту Креветка:

Креветка
9 глава из книги "15 проектов судов для любительской постройки"
Глава из книги, в которой опубликованы чертежи швертбота "Креветка". Формат - PDF

Креветка
КиЯ №38 (4) 1972 (формат DjVu)
Журнал "Катера и яхты", в котором опубликованы чертежи корпуса швертбота "Креветка" (стр. 64)

Креветка
КиЯ №39 (5) 1972 (формат DjVu)
Журнал "Катера и яхты", в котором опубликованы чертежи рангоута, парусов и оборудования швертбота "Креветка" (стр. 85)

Креветка
"Креветка" в кают-компании "КиЯ"
Темы на форуме журнала "Катера и Яхты", в которых обсуждается проект швертбота "Креветка":
Креветка

Теоретический чертеж
Теоретический чертеж
Общий вид и план парусности швертбота "Креветка"
Общий вид и план парусности швертбота "Креветка"

Заодно посмотрите

Проект Длина Ширина Площадь парусности Мощность двигателя Сравнить
Креветка-2 Креветка-2 / Д. Антонов
Прогулочно-туристский швертбот
4.8 м 1.8 м 13.50 м2 2-5

Лодки того же размера, что и Креветка


Каравелла   Каравелла
Прогулочно-туристская мини-яхта

Длина: 4.6 м   сравнить
Креветка-2   Креветка-2
Прогулочно-туристский швертбот

Длина: 4.8 м   сравнить
Альтруист   Альтруист
Маленькая семейная 4.88м яхта

Длина: 4.88 м   сравнить
Карась 500   Карась 500
Маленькая яхта для маленького бюджета

Длина: 5 м   сравнить


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru