Лещ / Дмитрий Антонович Курбатов

Озерная рыболовная мотолодка


Длина общая4.3 м
Ширина1.7 м
Высота борта0.6 м
Вместимость4
Вес140 кг
Мощность двигателя12-25
Конструкция корпуса Фанера (по набору)
сравнить

Описание:

Опубликовано в КиЯ №58 (6) 1975

В этом проекте учтен ряд специфических требований, которые предъявляют рыболовы-спортсмены к глиссирующей лодке, предназначенной для любительского лова в озерах и водохранилищах.

Прежде всего, «Лещ» является достаточно устойчивой плавучей платформой, которая нужна рыбаку, особенно при использовании спиннинга. Именно с этой целью вместо ставших уже общепринятыми для мореходных глиссирующих лодок обводов корпуса с повышенной килеватостью днища применены умеренно-килеватые обводы. Ведь большую часть времени подобная лодка должна стоять на якоpe, а корпуса «глубокое V» отличаются заметной валкостью на стоянке, слишком чутко реагируют на любое перемещение экипажа. Угол килеватости днища «Леща» составляет всего 12° на миделе и 7° у транца. Повышению устойчивости на стоянке способствует и большая площадь ватерлинии — своеобразная «опорная площадка», препятствующая крену судна при перемещении людей к борту, а также широкий обвод палубы в носу. Так что можно быть уверенным — если даже рыболов потеряет равновесие и случайно упадет на планширь «Лещ» не перевернется.

Специфика использования рыболовных лодок — длительные стоянки на якоре — учтена в подъеме линии борта в носу и в большом развале бортов у форштевня. (Известны случаи, когда отличные на ходу мотолодки, останавливаясь, бывали залиты с носа вкатившимся на палубу гребнем крутой волны из-за недостаточной плавучести носовой части). Но в судостроении, как, впрочем, и в других областях техники, ни одно положительное качество не достигается без ущерба для других. И в данном случае «Лещ», обладая высокой устойчивостью и удовлетворительными ходовыми качествами на «гладкой» воде, будет не очень комфортабельным судном при ходе против волны высотой более 0,25 м. Его плоское и широкое днище испытывает удары (такие же, как, скажем, популярная дюралевая «МКМ»), поэтому, встречаясь с волной, водитель «Леща» должен неизбежно снижать скорость хода.

Особенностью обводов днища являются продольные реданы, выполненные как элемент конструкции корпуса. Как показывает опыт, такие «встроенные» в обшивку реданы при малой килеватости днища оказываются более эффективными, чем накладные. Ширина днища между реданами составляет 1,1 м; благодаря этому улучшаются ходовые качества и устойчивость глиссирования лодки при ее неполной загрузке.

Непростая задача совместить достаточную остойчивость (на рыбалке оба рыбака могут стоять в лодке одновременно) и удовлетворительные ходовые качества с одним мотором средней мощности 12—25 л. с. была главной при выборе основных размерений судна. «Лещ» на 0,3 м короче «Прогресса» при равной ширине; легче его примерно на 90 кг за счет отказа от палубы (и, разумеется, применения фанеры). Получить такие же качества на лодке меньших размеренно можно было бы лишь при обводах типа тримаран, более сложных в постройке, а увеличение длины привело бы к усложнению конструкции и удорожанию постройки лодки (при принятой длине 4,3 м листы фанерной обшивки имеют только два стыка) и некоторому снижению скорости.

В проекте «Леща» учтено и такое требование рыболова, как обеспечение возможно более просторного кокпита. Здесь представлены два варианта планировки.

Один из них рассчитан на комбинированное использование судна — и для рыбной ловли, и для туристских путешествий либо прогулок. Пульт управления делит кокпит на две части. В корме расположены удобные сиденья, используемые при переходе к месту рыбалки (обычно при таких переходах в лодке находятся два человека). В носовой части оборудованы продольные банки-рундуки, в которых размещается походное снаряжение. Благодаря большой площади этих рундуков пассажиры могут выбрать наиболее удобное положение; можно здесь даже устроиться на ночлег, растянувшись на подушках, ведь длина носового кокпита — 1,95 м.

На рыбалке каждый из двух рыболовов занимает свой отдельный кокпит: вдоль всей лодки остается свободный проход от носа до кормы. Ящик для пойманной рыбы может быть оборудован в носовом рундучке или в одном из бортовых сидений. Для этой цели придется использовать, например, водонепроницаемую ванну из оцинкованного железа. Сделав соответствующие вырезы в поперечных переборках рундуков на одном борту, в нем можно будет расположить длинномерные предметы снабжения (такие, как весла), удочки и т.п.

В носовом кокпите при необходимости можно поставить съемную поперечную банку для нормальной гребли распашными веслами. Для этого достаточно закрепить на продольных стенках рундуков гнезда из толстой фанеры или доски.

Чтобы уменьшить забрызгивание кокпита в ветреную погоду и сделать более комфортабельным ночлег, носовая часть лодки закрывается тентом обычной конструкции. В данном случае дуги целесообразно откидывать к носу: тогда тент и в сложенном виде будет препятствовать попаданию брызг в лодку.

Расположение водителя и второго пассажира в корме целесообразно для получения оптимальной центровки порожней лодки. На правом борту симметрично пульту управления можно оборудовать небольшой шкафчик с откидным столиком.

Запасы горючего в двух стандартных топливных бачках удобно размещаются в подмоторной нише за переборкой, отделяющей ее от остального трюма. Бачки рекомендуется надежно закреплять при помощи резиновых амортизационных шнуров или ремней с тем, чтобы они не болтались при ходе на волнении и не могли выскочить из ниши при сильном ударе о волну.

Форпик используется для размещения вьюшки — большой катушки, на которую наворачивается якорно-швартовный канат. Нетрудно сделать вьюшку с автоматическим убиранием каната. Для этого, например, можно использовать толстый резиновый шнур. При вытаскивании каната из форпика резиновые шнуры будут закручиваться, а когда натяжение каната ослабеет, шнуры, раскручиваясь, приведут во вращение вьюшку, на которую вновь навьется канат.

Непотопляемость «Леща» обеспечивается пенопластом, закрепляемым на бортах под планширем. Общий объем пенопласта — 100 куб. дм., так что лодка остается па плаву, даже если ее полностью зальет водой. Важно еще и то, что в аварийных случаях расположенный высоко по бортам пенопласт позволяет сохранить остойчивость, поэтому пассажиры могут спокойно оставаться в залитом «Леще» и подгребать к берегу.

Второй предлагаемый вариант общего расположения лодки можно назвать «чисто рыболовным». Носовая часть кокпита полностью освобождена от банок и рундуков; для удобства рыбной ловли уровень пайолов здесь повышен и оборудована водонепроницаемая платформа, на которой устанавливается вращающееся кресло с подлокотниками.

Подвесной мотор ставится в колодце. Такое расположение мотора представляется и более удобным, и более надежным: при стоянке на якоре меньше шансов, что двигатель зальет волной; рыболовные снасти не цепляются за вы-ступающие части; при необходимости оставить лодку на неохраняемой стоянке колодец можно накрыть сверху капотом и запереть на замок; удобнее выполнять на плаву мелкий ремонт мотора. Для возможности откидывания мотора и удобства смены шпонок гребного винта в транце лодки необходимо сделать вырез шириной 180 и высотой 400 мм. Канистры с горючим при этом варианте планировки хранятся в отсеках сбоку от моторного колодца.

Уровень рыболовной платформы в носу — выше ватерлинии, поэтому рекомендуется сделать один или два сливных шпигата из трубок диаметром 25-30 мм, выведенных через транец. Внутренние концы трубок надо снабдить резиновыми пробками, закрепленными на цепочках. Еще лучше на наружные концы трубок надеть простейшие лепестковые клапаны, сделанные, например, по типу дыхательного клапана противогаза. В платформе должны быть оборудованы лючки с герметичными крышками для осмотра трюма и удаления попавшей туда воды; по периметру узел притыкания настила к борту герметизируется оклеиванием полосой стеклоткани на эпоксидном связующем.

В носу под платформой можно оборудовать живорыбный садок, если поставить водонепроницаемую переборку, отделяющую этот отсек от трюма, и проделать ряд отверстий в обшивке днища, обеспечивающих циркуляцию забортной воды. Несложно сделать простейшие задвижки, закрывающие эти отверстия на ходу лодки. (Разумеется, рыбный ящик может быть сделан и вкладывающимся в этот отсек).

Для размещения снаряжения в «рыболовном» варианте «Леща» предусмотрен кормовой рундук, служащий сиденьем для водителя и его напарника. Дополнительно рекомендуется закрепить по бортам (под планширем) крючки для крепления рюкзаков, весел и удочек. При необходимости кокпит в носу может быть закрыт таким же тентом, как и в прогулочном варианте, а платформа служить широкой лежанкой при ночлеге. Ещё одна полезная рекомендация, которая, кстати, за рубежом является обязательной для лодок с подобной повышенной платформой. Носовую часть кокпита желательно оградить жестким леером, согнутым из дюралевой трубы диаметром 22 — 25 мм, Высота этого ограждения должна составлять около 250 мм.

Ссылки к проекту Лещ:

КиЯ №58 (6) 1975 (формат DjVu)
Журнал "Катера и яхты", в котором опубликованы чертежи моторной лодки "Лещ" (стр. 84)

"Лещ" на lautfisher.narod.ru
Чертежи мотолодки "Лещ" в формате PDF


Теоретический чертеж
Теоретический чертеж
Общее расположение прогулочно-рыболовного варианта мотолодки "Лещ"
Общее расположение прогулочно-рыболовного варианта мотолодки "Лещ"
Общее расположение рыболовного варианта мотолодки "Лещ"

Лодки того же размера, что и Лещ


Радуга-41   Радуга-41
Быстрая и комфортабельная мотолодка

Длина: 4.1 м   сравнить
Утка-2   Утка-2
Моторная лодка для охотников, рыбаков и туристов

Длина: 4.3 м   сравнить
Моторная лодка по мотивам проекта "Радуги"   Моторная лодка по мотивам проекта "Радуги"
Лодка для рыбалки и активного отдыха, длиной 4.5м

Длина: 4.5 м   сравнить
Бриз-46Р   Бриз-46Р
Рабочая лодка, предназначенная для перевозки грузов, туризма, рыбалки и охоты

Длина: 4.6 м   сравнить


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru