Хариус / Д. Антонов

Фофан из фанеры


Длина общая4.3 м
Длина по КВЛ4.01 м
Ширина1.37 м
Ширина по КВЛ1 м
Высота борта0.48 м
Вместимость4
Вес90 кг
Водоизмещение240 кг
Конструкция корпуса Фанера (сшей и склей)
сравнить

Метки: сшей и склей

Описание:

Опубликовано в КиЯ №144 (2) 1990

Публикуемые чертежи простой по конструкции гребной лодки, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых журналом для самостоятельной постройки.

В течение многих лет на страницах «КиЯ» печатаются преимущественно проекты моторных лодок и небольших разборных туристских судов; незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.

Со временем сокращалась, а затем и совсем прекратилась серийная постройка деревянных лодок (говорят, что хороший «шлюпочник» - тонкие доски, имеющие минимум дефектов, - стал дефицитным, да и для верфей столь дешевая продукция стала невыгодной), утратила свою чистоту вода рек и заливов близ больших городов — теперь, чтобы выкупаться и приятно провести время на берегу, нужно отъехать от города на 50 и более километров. Может быть, поэтому стали столь редкими здесь гребные лодки и шлюпки, уступив свои позиции быстроходным моторным лодкам.

А между тем, отсутствие полноценной замены «фофана» в ассортименте поступающих в торговую сеть лодок с каждым годом ощущается все более остро. Вместительные гребные лодки необходимы жителям поселков, расположенных на берегах озер и небольших рек; без такой лодки становится неполноценным отдых горожан — владельцев садовых участков и дач, если рядом, по крайней мере, протекает речка с глубиной около полуметра. Гребные лодки нужны базам отдыха, туристским базам и пунктам проката на излюбленных рыболовами-любителями озерах. Именно для этого довольно широкого круга лиц, предпочитающих отдых на экологически чистых акваториях, и предназначен проект «Хариуса» - упрощенного варианта «фофана».

Обе лодки имеют одинаковые главные размерения и, хотя существенно различаются по обводам корпуса, практически идентичные ходовые качества, остойчивость и всхожесть на волну. Обводы «Хариуса» больше напоминают другую гребную лодку, в прошлом широко использовавшуюся для прибрежного морского рыболовного промысла, - дори. От дори предлагаемая лодка отличается меньшим наклоном форштевня и транца, большей длиной по килю, килеватым и более широким днищем.

Конструкция корпуса предусматривает его постройку по упрощенной технологии из сравнительно узких полос фанеры, которые можно приобрести в магазинах «Умелые руки» или на мебельных предприятиях в виде отходов. Соединение отдельных поясьев по пазам предусмотрено на проволочных скрепках с последующей обклейкой пазов снаружи и изнутри лентами стеклоткани на связующем на основе полиэфирных или эпоксидных смол.

Ссылки к проекту Хариус:

КиЯ №144 (2) 1990 (формат DjVu)
Журнал "Катера и яхты", в котором опубликованы чертежи лодки "Хариус" (стр. 64)


Теоретический чертеж
Теоретический чертеж
Конструкция корпуса

Лодки того же размера, что и Хариус


Flat Skiff 12   Flat Skiff 12
Простой в постройке скиф

Длина: 3.53 м   сравнить
Бриз-42   Бриз-42
Лодка из фанеры для прогулок, рыбной ловли, охоты, хозяйственных целей

Длина: 4.2 м   сравнить
  Секционная дори
Универсальная двухсекционная картоп-лодка

Длина: 4.43 м   сравнить
Дори "Глостерская чайка"   Дори "Глостерская чайка"
Гребная лодка-дори

Длина: 4.6 м   сравнить


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru