Ворьен / Жан-Жак Эрбюло

Швертбот-двойка для активного отдыха


Длина общая4.08 м
Длина по КВЛ4.02 м
Ширина1.47 м
Высота борта0.47 м
Осадка0.96 м
Осадка корпусом0.12 м
Вместимость2
Вес95 кг
Площадь парусности8.10 м2
Площадь грота5.60 м2
Площадь стакселя2.50 м2
Площадь спинакера6.00 м2
Конструкция корпуса Фанера (по набору)
Галерея 6 фото
сравнить

URL: http://vaurien.spb.ru/

Описание:

Опубликовано в КиЯ №38 (4) 1972

Проект швертбота «Ворьен» («Повеса») был разработан в 1952 г. известным конструктором Жан-Жаком Эрбюло по просьбе навигационного центра в Гленане, которому требовался небольшой парусник для учебных целей. Заказ был на удобное и дешевое судно, несложное в эксплуатации и главное — способное выходить в море. И «Ворьен» в полной мере отвечает этим требованиям. Неслучайно, что уже через шесть-семь лет более 4500 яхт нового типа плавали во французских, бельгийских и швейцарских водах.

Рассчитывая на массовую постройку швертбота в заводских условиях, Эрбюло разработал очень технологичную конструкцию мореходного и остойчивого корпуса с обшивкой из 6-миллиметровой фанеры. Применены упрощенные обводы с плоским дном и скулой. Только в кормовой части днище имеет выпуклость и скула поднимается над ватерлинией; это сделано для того, чтобы при относительно острых носовых образованиях получить хороший баланс при ходе с креном (без дифферента на нос) и нормальное обтекание корпуса на полных курсах.

Непривычно выглядит набор корпуса — обычных шпангоутов нет. Все листы обшивки раскраиваются по шаблонам и собираются в специальном стапель-кондукторе. Соединения по скуле и бортов с палубой выполняются на продольных рейках с помощью водостойкого клея. Металлический крепеж применяется в минимальном количестве, при сборке и запрессовке используются в основном струбцины.

Подобный способ сборки в стапель-кондукторе не удобен при индивидуальной постройке швертбота любителем, но дает эффект при изготовлении даже небольшой партии лодок (например, в условиях мастерской яхт-клуба). Учитывая это, одна из семи французских фирм, специализировавшихся на постройке «Ворьенов», снабжает такие мастерские комплектами заготовок.

По правилам класса «Ворьен» является монотипом, т. е. все участвующие в гонках яхточки должны иметь строго идентичные корпуса, парусное вооружение и оборудование. При постройке корпусов в стапель-кодукторах (или, как иногда говорят, матрицах) добиться такой монотипности гораздо проще. Каждая новая матрица на верфи и каждый первый швертбот проверяются мерителем и представителем ассоциации класса и лишь после их одобрения дается разрешение на постройку серии.

Поперечными связями корпуса служат две банки, которые надежно раскрепляют швертовый колодец с бортами и палубой судна. Днище подкреплено продольными планками, наклеенными изнутри на обшивку, они выполняют одновременно и роль пайолов, защищая обшивку от истирания.

Для удобства управления лодкой в слабый ветер вдоль бортов тоже поставлены небольшие сиденья. В свежий же ветер экипаж (обычно два человека) перебирается для откренивания на палубу, чтобы при этом держаться ногами, к поперечным банкам и днищу закрепляются продольные ремни.

«Ворьен» — судно, которое в полной мере проявляет свои ходовые качества в море. Швертбот принимает очень мало брызг на палубу, при устойчивом ветре быстро набирает скорость, хорошо справляется с большой волной (если экипаж размещен правильно). В реке «Ворьен» менее удобен, так как при слабом ветре управляется хуже, а при порывистом — имеет тенденцию к крену и продвигается весьма медленно. Естественно, сказываются малая для речных условий площадь парусов, высокий борт. Тем не менее, к поведению швертбота быстро привыкают и на реке.

Это очень хорошая яхта для начинающих, но нередко она используется и рулевыми более высокого класса в качестве «семейной» яхты. Тем более, что стоил «Ворьен» в начале 70-х годов прошлого столетия всего 2000—2500 франков (пластмассовый около 3300) — в четыре раза дешевле «Летучего Голландца».

Открытый корпус очень вместителен, в хорошую - погоду можно, кроме экипажа, принять еще одного или двух человек. Когда на борту швертбота трое яхтсменов, можно выходить в море даже при сильном ветре. Без пассажиров «Ворьен» превращается в очень спортивную яхту. Заметим, наконец, что управление им только в редких случаях требует большой физической силы, поэтому на «Ворьене» охотно плавают девушки и подростки. «Ворьен» снабжается надувными емкостями — одной, закрепленной в носовой части, и двумя под бортовыми банками в кокпите. Эти поплавки обеспечивают непотопляемость в случае заливания волной или опрокидывания. Поставить перевернувшийся швертбот на ровный киль и особенно — откачать воду не так-то просто, но для «Ворьена» это не имеет первостепенного значения: он остойчивее и безопаснее других швертботов, специально предназначенных для соревнований.

Ссылки к проекту Ворьен:

Ворьен
Парусная ассоциация "Ворьен"
Самый полный сайт на русском языке о швертботе "Ворьен". Чертежи, описания, фотографии строительства и т.п.

Ворьен
КиЯ №38 (4) 1972 (формат DjVu)
Журнал "Катера и яхты", в котором опубликован ознакомительный текст и эскизные чертежи швертбота "Ворьен" (стр. 61)

Ворьен
Швертбот "Ворьен" на сайте И.Стрелецкого
Страница, посвященная постройке швертбота "Ворьен" и впечатлениям от его эксплуатации

Ворьен
Международный швертбот Ворьен, ответы строителям
Тема в кают-компании "Катеров и яхт" с обсуждением швертбота "Ворьен"

Ворьен
"Ворьен" на images.google.com
Множество фотографий швертбота "Ворьен" на странице поиска картинок google.com
Ворьен

Теоретический чертеж
Теоретический чертеж
Конструкция корпуса швертбота "Ворьен"
Конструкция корпуса швертбота "Ворьен"

Фотогалерея

Кокпит швертбота "Ворьен"
Кокпит швертбота "Ворьен"

Кокпит швертбота "Ворьен"
Кокпит швертбота "Ворьен"

Швертбот "Ворьен" под парусами
Швертбот "Ворьен" под парусами

Швертбот "Ворьен" под парусами
Швертбот "Ворьен" под парусами

Швертбот "Ворьен" под парусами
Швертбот "Ворьен" под парусами

Четыре швертбота "Ворьен" под спинакерами
Четыре швертбота "Ворьен" под спинакерами



Лодки того же размера, что и Ворьен


Катран   Катран
Парусная шлюпка

Длина: 3.8 м   сравнить
Судак   Судак
Универсальный швертбот

Длина: 3.8 м   сравнить
Юнга   Юнга
Пляжно-прогулочный швертбот

Длина: 3.8 м   сравнить
Стерлядь   Стерлядь
Классическая парусная лодка-дори

Длина: 4.5 м   сравнить


С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу: info@boatplans.ru